Мастерская софийной психологии - авангард движения "Тэта - Игры: терапевтические трансформационные игры" (Theta-Games: Games for Therapy and Transformation).
Мы разрабатываем игровые терапевтические технологии и развиваем игровой терапии на научной основе.
Тэта-игра: игровая терапия взрослых
Терапевтические трансформационные игры применяются в целях коррекции психических состояний при неврозах, экзистенциальных кризисах; как средство социальной адаптации и интеграции; при реабилитации после травм и заболеваний, ограничивающих возможности человека; для облегчения течения болезни. Игра дает возможность получать удовольствие естественным образом. Следовательно, игра может быть использована в программах реабилитации от химической зависимости.
Игра - источник радости, а потребность в радости - одна из сущностных потребностей человека. Люди были созданы природой для того, чтобы постоянно и много играть. Сегодня, когда интерес к феномену игры достигает исторического пика, мы начинаем осознавать то, что всегда были и остаемся Homo ludens.
Доступность современных цифровых технологий, создающих возможности для игрофикации всех сфер жизни, готовит человечеству будущее, которое можно назвать Эоном Играющего Ребенка. Сегодня важно исследовать феномен игры с психологических позиций: очевидно, что игровая психотерапия взрослых в скором времени займет полноправное место наряду с традиционными направлениями психологической помощи. "У каждого времени свои неврозы — и каждому времени требуется своя психотерапия", - говорил Виктор Франкл. Метод организации терапевтического процесса в форме игры, на наш взгляд, соответствует запросу времени и отвечает сущностной потребности человека в свободе играть независимо от возраста, вопреки страданиям и ограничениям жизни.
Об авторе метода
Я – психолог-игропрактик, занимаюсь игровой терапией взрослых. Своим профессиональным кредо я выбрал слова Ролло Мэя «Цель психотерапии - сделать людей свободными». Человек приобретает в игре опыт свободы, который может применить за пределами игровой среды. Тэта-игры развивают свободу мышления, действия и познания, в тэта-играх раскрывается потенциал жизнетворчества, снимаются ограничения и запреты, реализуется способность к самоопределению, выстраиваются векторы личностного развития.
В 2012 представил публике первую тэта-игру «Мастер двух миров»; в 2013 выступил инициатором научно-практической конференции «Современные терапевтические и трансформационные игровые технологии»; с 2014 года провожу регулярные практикумы Лаборатории игровой терапии, посвященные разработке и тестированию психологических игр. Задача, которую я ставлю перед собой как психолог – развитие метода игровой терапии взрослых "тэта-игра", как преподаватель - подготовка мастеров, владеющих знаниями и навыками для самостоятельного создания психологических игр. Как автор и ведущий тэта-игр – нести в мир освобождающую радость игры.
Софийная психология
Что означает слово "софийная" в названии Мастерской? София - это философское понятие, пришедшее из глубины веков. София, названная Премудростью, является символом эволюции, развития целого человечества. София путеводит каждого человека к его истинному призванию, помогает осознать свое предназначение. Все новое в жизни человека начинается с игры - игра творит нашу жизнь. Пространство между Небом и Землей искони наполнено Духом Игры, имя этого духа –София.
София - покровительница священного времени праздника, во время которого люди освобождаются от бремени необходимости, от забот и работ, и бывают просты, свободны, искренни, счастливы.
София - Премудрость, согласно Библии, играла пред лицом Бога, творившего мир, «когда Он уготовля небеса, – говорит Премудрость, была там... при Нем художницею и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сыновьями человеческими» (Книга притчей Соломоновых).
Филон Александрийский писал: «Истинная мудрость не угрюма и не мрачна, полна не озабоченности и тревоги, а, напротив, веселья, дружелюбия и радости. Эти ее свойства дают человеку повод для духовной шутки - такой, разумеется, что звучит в унисон серьезности и достоинству, подобно тому как образуют единство и гармонируют друг с другом противоположные звуки на хорошо настроенной лире… Цель мудрости - это веселье и смех, но не те, которых бездумно ищут несерьезные люди, а те, которых ищут люди умудренные - не пожилым возрастом, а глубокомыслием».
Софийная психология исследует возможности Игры, Творчества и Праздника как терапевтических сред, в которых происходит преодоление тяжелых жизненных обстоятельств, симптомов заболеваний, невротических преград, и реализуются сущностные потребности человека в свободе и самовыражении.
Софийная психология - мудрая наука о душе. Мы используем термин «софийная психология» (греч. ψυχή-душа, Σοφία-мудрость, λόγος-наука) для обозначения перспективного направления в современной психологии.
Производная психотерапия, с одной стороны, восходит к сакральным ритуалам древности, обрядовым играм, укореняясь в культурном наследии человечества, с другой стороны, находит воплощение в актуальных терапевтических форматах, таких как настольные тэта-игры, мистериальный театр, синтетические арт-техники, что роднит ее с игровой терапией, арт-терапией, направлениями психологического театра. В работе мы используем весь полезный опыт, накопленный академической и практической психологией, и достижения современной науки. Мы реализуем наши проекты на основе субъектно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна. Мы провозглашаем активное личностное развитие и творческое самовыражение важнейшими условиями здоровья души.
Нам близка философская позиции русской софиологии, призвавшей человека к сознательному одухотворению собственной жизни через осуществление в ней Красоты, Добра, Истины под руководством Мудрости, силой Любви. Наш взгляд на перспективы человечества совпадает с вектором, намеченным о. Тейяром де Шарденом: эволюция Человека продолжается как эволюция Духа, направляя человечество к реализации потенциального Совершенства. Это достижимо только через личностное развитие и внутреннюю целостность, которая найдет продолжение в целостности внешней, общественной, через сотворчество, соучастие в общем деле и созидательную любовь человека к человеку.
Илья Греков, Ph.D